Если вы пошли на рыбалку, то от того, что у вас в руках, зависит, уйдете вы с озера с мешком рыбы или просто подышите воздухом. Воздух тоже полезен, тем более, что прогулка здесь может быть основным смыслом мероприятия. В бизнесе же результат работы должен перерастать кроме морального удовлетворения в денежные средства, потому, от того, как мы строим бизнес, зависит, имеем мы сложности с клиентами и пустой карман или хорошую прибыть и удовольствие от работы.
Уйдем от аналогий и приблизимся к теме статьи: перейдем к описанию работы участка диагностики. Здесь отмечу, что оборудования участка (т.е. средства диагностики) и методы борьбы с болезнями автомобилей могут отличаться на разных СТО в силу разнообразия годов выпуска, марок и систем диагностируемых автомобилей, хотя основная идея, на мой взгляд, должна быть общей. Т.е. использование дилером в основном сканера на очень узком перечне моделей одной марки или частая работа только осциллографом и газоанализатором диагностом мультимарочной станции, где процент старых (карбюраторных, первых газовых и инжекторных) автомобилей велик, - нормальное явление в силу специфики процесса. Но общим в этом смысле является наполнение поста диагноста набором схожих по назначению оборудования и инструментов, регламенту проведения диагностики, квалификации специалиста и отношению к конечному результату. Результат при этом- грамотно найденная причина неисправности, удовлетворенный клиент и закрытый на соответствующую трудоемкости сумму заказ-наряд.
Теперь ближе к конкретике. Первый инструмент на посту диагноста - его голова. Квалификация и способность впитывать новую информацию, чтобы держать себя как специалиста в тонусе, может делать одно и то же рабочее место прибыльным и востребованным или напротив, ронять репутацию и доходность станции. Как бы дорого и красиво не был оборудован пост диагностики, в неумелых руках все это оборудование - бесполезная бутафория, которая, тем не менее сама требует обслуживания и быстро может прийти в негодность. И как раз здесь самая больная тема для всех, независимо от уровня, автосервисов: выбирать не из кого. Система образования в нынешнем виде неспособна выдавать хоть какое-то подобие специалистов в области диагностики, шатающиеся по кругу между станциями рекруты чаще всего, даже при наличии опыта работы, имеют крайне низкую квалификацию. Курсы в виде недельного очного обучения или вебинаров слишком дороги, чтобы реально поднять квалификацию слабых специалистов. В такой обстановке опытный специалист - главная ценность сервиса и его конкурентное преимущество, которое в обстановке почти полного отсутствия квалифицированных кадров проявляется очень быстро. Как получить такого сотрудника – оптимального способа нет: тяните у конкурентов, готовьте сами или при помощи сторонних курсов, держите постоянно объявления в СМИ о потребности в данной специальности. И старайтесь мотивировать и удержать такого человека на сервисе, не забывая при этом также четко обозначить его обязанности и требовать их выполнения: это также важно, поскольку не многие станции имеют возможность держать нескольких хороших диагностов и при этом быстро закрывать образовавшуюся вакансию при увольнении сотрудника. А это приводит к ощущению незаменимости у сотрудника, что не влияет благотворно на рабочий процесс и соблюдение субординации. Мы в силу плачевности ситуации давно пришли к решению периодически готовить диагностов сами, для чего проводим внутренние курсы по диагностике систем управления двигателем и прочим системам. Затратно, но работает.
Идем дальше. Второе, что обязано быть на участке диагностики – доступная информация по ремонту. Как и выше, в основном отношу свои слова к мультимарочным станциям, т.к. у дилеров ситуация с обеспечением информацией не вызывает проблем. Не стройте иллюзий, что если у вас в приемке (или даже у диагноста) есть интернет, то все вопросы с восполнением недостающей информации сняты. Я принципиально не рекомендую (читай- разрешаю в очень крайнем случае) своим сотрудникам лезть по первой надобности в интернет. Для этого есть более эффективный способ - умение пользоваться информационными базами данных. Кто не в теме, этот пункт не замыкается на одной Autodata, которая является культовой (родной как первая игрушка) базой для старта, но слишком маленькой по содержанию, чтобы утолить любой информационный голод диагноста в процессе работы. Нормальный пост должен иметь сервер с 1-2 свободными терабайтами на диске, чтобы иметь возможность скачать в интернете все доступную информацию по авторемонту и дополнять по мере появления. Сам процесс сбора, установки и обучения использованию тоже не прост, его нужно делегировать ответственному заинтересованному человеку. Но это необходимо. Директорам станций можно хоть сколько раздувать щеки по поводу того, что они обеспечили участок диагностики всем необходимым оборудованием и даже (!) купили лицензионный Bosch ESI[tronic], а эти бестолочи (диагносты) не могут нормально чинить машины. Вините себя. Работая в качестве администратора на станции, я имею десятилетний опыт практической работы диагностом. Потому скажу однозначно: если вы не привязаны к одной марке, и перечень работ вашего диагноста не состоит из десяти позиций, ВСЕГДА в его работе будет возникать потребность в информации. НЕ ЗАВИСИМО ОТ КВАЛИФИКАЦИИ. На своих курсах мы требуем начинать работу с любой машиной с выбора ее в 3-5 ремонтных базах. Т.е. поставил а/м на пост, выслушал клиента или мастера смены о причинах появления на СТО, постелил чехол на сиденье, а дальше открыл любимые Autodata, Alldata, Bosch ESI[tronic], Tolerance, Mitchell, Workshop и т.д. Посмотрел местоположение разъема диагностики и элементов системы управления, если не знаешь, позже электросхему и варианты теста компонентов. Что-то еще. Если информации здесь недостаточно – идешь на сервер в папки с дилерской информацией. Примерно так. И поверьте, сколько не напрягать обстановку на счет тугости диагноста, мешающей ему качественно, быстро и прибыльно чинить автомобили, ситуацию это не улучшит, а приведет к потребности искать нового сотрудника для затыкания неожиданно образовавшейся дыры в штатном расписании. И первая проблема часто не в старом диагносте , а в отсутствии понимания руководства в специфике работы и потребностях сотрудника. Основная работа диагноста - найти и проанализировать полученную информацию, и именно она занимает основную массу времени. Тряска же руками в виде сканирования, замера давления и проверки цепи и прочее - чаще всего рутинная и второстепенная операция.
Третья часть Марлезонского балета: сканеры. Если чудесным образом до этого момента дочитал кто-то из руководства сервиса, наверное теперь он горд за то, что позволил потратить на пост диагностики большУю (100-150 тыс. руб.) сумму денег на закупку сканера. Быть может, чтобы пожалеть психику и сердечнососудистую систему боссов, предложу им дальше не читать. Во-первых, потому что одного однотипного сканера мало даже на одного диагноста (повторюсь- специфика мультимарочной станции). А если у вас не один сотрудник данного направления. Не могу похвастать, что имел честь пользовать много разных сканеров, но по опыту пользования наших сканеров (Launch 3х модификаций, Ultrascan, Autocom, Bosch KTS-520, Autoboss, Carmanscan и пр.) скажу, что ни один из них не дает уверенности в полном покрытии всех потенциальных потребностей. Хотя если 90% потребностей удовлетворены - жить тоже можно. В этом плане лучший для меня- Launch. Конечно, при наличии свежих обновлений и расширенного перечня марок, с которыми он работает. Кроме того, возможность держать руку на пульсе новостей в диагностике дает возможность руководству делать правильный выбор, экономя средства и обеспечивая ремзону достаточным оборудованием при минимальных затратах. Дословно - читайте форумы (если это не ниже вашего достоинства), будьте в курсе новостей, и тогда, возможно, ваш выбор упадет на покупку на ту же сумму комплекта из дешевых, но мощных Launch и им подобных, обеспечив разнообразие и более широкое покрытие, а не на гламурный Texa или Bosch FSA (отмечу, что выбираю здесь по критерию цена - возможности, исходя из предложений на рынке оборудования на текущий момент, считая оба эти прибора достаточно качественными продуктами). Таким образом, если вашу станцию сподобило получить двух диагностов, я бы купил им два дешевых разных сканера вместо одного дорогого, обеспечив тем самым возможность работать независимо друг от друга и отвечать за вверенное им оборудование и получив большее покрытие по маркам и системам в сравнении с одним прибором. По поводу сканеров по отдельным маркам (т.е. дилерские сканеры) скажу, что особой потребности в них нет. Тем более, что мультимарочные сканеры часто обладают спецфункциями дилерских (привязка ключей, адаптации, программирование, конфигурирование и т.д.), частой портебности в этом нет, всегда можно докупить их позже, а , кроме того, китайские производители делают это оборудование особенно привлекательным по цене. Не спешите - купите позже. Вообще с выбором спешить не нужно – начните с малого и осмотритесь.
Продолжаем. Четвертая составляющая - осциллограф. Очень важный прибор. И недооцененный дилерами и дилетантами. Два первых года своей практики в качестве диагноста я пользовался только двухканальным (самодельным, на базе звуковой карты компьютера) осциллографом и ремонтными базами. Машины были старые, где роль сканера была второстепенна или он вообще бесполезна. Не могу сказать, что полностью справлялся, но это был обычный для всех этап старта, набора опыта и сбора граблей по лицу. Здесь нужно дать определение прибору, чтобы устранить у начинающих диагностов двусмысленность терминологии. Понятие мотор-тестер и осциллограф сегодня имеет один смысл. Просто для реальной работы базовый комплект осциллографа должен быть расширен до функций замеров неэлектрических параметров (давления в цилиндре, разрежения во впуске), вторичного зажигания, тока и т.д. Обычно осциллографы, заточенные под авторемонт, имеют в комплекте именно эти датчики. Перечислять не буду, потому как я не продвигаю товары и информации по предложениям в интернете много.
Немного конкретики, наверное, нужно. Иначе как убедить боссов мультимарочной станции, что осциллограф сканера в виде графического отображения сигнала лямбда-зонда не является полноценным осциллографом. Он вообще им не является. Это просто графический режим отображения параметра элемента, а не прямой забор напряжения или тока с сигнального провода датчика. Короче, кто не понял - сканер не заменяет осциллограф, не стройте иллюзий. Нужно и то, и другое. Убеждать дилеров бесполезно, потому и браться не буду. Кто понимает - пользует, кто не понимает - пусть подрастет. Есть куча проблем в диагностике, которые проявить можно только прямым съемом сигналов с датчиков или исполнительных элементов. Осциллограф для этого – единственный прибор, сканер здесь часто бесполезен. Кроме того, есть понятие синхронизации, т.е. как один сигнал синхронизирован по времени с другим (например, положение коленвала с распредвалом, угол опережения зажигания относительно верхней мертвой точки и т.д.). В этом случае увидеть временнОе смещение сигналов можно при съемке одновременно как минимум двумя каналами осциллографа. Отсюда вывод - как минимум один осциллограф на станции должен иметь не менее двух каналов, чтобы можно было видеть взаимное расположение сигналов по времени.
Пятый раздел – газоанализатор. Сейчас масса диагностов выдохнут: вообще мусор, деньги на ветер. И будут правы, если специфика их работы вообще не связана с бензиновой или газовой системой питания, особенно старых автомобилей. Но если вы не дилер, где процент новых катализаторов и типовых проблем , описанных в бюллетенях, не близок к 100%, если вы занимаетесь бензиновыми или газовыми топливными системами, а не только дизелями, АБСами или проводкой задних фонарей, то этот прибор с большой вероятностью вам понадобиться. На нашей станции два газоанализатора используются на разных постах, думаю, на каждой четвертой машине, причем отношения к техосмотру мы не имеем. Просто мы являемся типичной мультимарочной станцией, не привязанной к каким-то узким рамкам выполняемых работ. Все что касается проводов и топливных систем- работа наших диагностов. Если требуется ремонт дизелей, газобаллонного оборудования (ГБО), любого бензинового инжектора (в т.ч. механический впрыск, моновпрыск, GDI, FSI, NeoDi и т.д.), гибридный мотор, да хоть автомобиль на дровах, или все, что касается проводов, - это работа автодиагноста. И при таком раскладе процент автомобилей в ремонте , к которым применим газоанализатор, близок к четверти заказ-нарядов. На своей станции думайте сами, все-таки цена вопроса существенная (40-50 тыс.руб на сегодня). Поскольку эффективен для нашей сферы бизнеса только 4х-компонентный газоанализатор (ни 2х-компонентный от бедности, ни , тем более, бесполезный в основной массе, альфаметр) , покупать нужно именно его. Или ждать и копить деньги, чтобы купить его позже. Не стройте иллюзий и не введитесь на аргументы производителей другого оборудования - просто пожалеете.
К этому моменту щелкать по клавиатуре устал, наверное, не меньше, чем вы читать мой опус. Тем не менее - шестое. Это дополнительное оборудование, перечислять которое долго и подробно не возьмусь. Точно скажу только одно: на посту диагноста должно быть все, что, как в математике, является достаточным условием для качественного выполнения диагностических работ. Перечень может варьироваться, но про нашу станцию скажу, что вряд ли мы могли бы выполнять качественную диагностику, не имея следующего перечня (что-то наверняка забуду) :
1. Компрессометр.
2. Пневмотестер.
3. Маномерт для замера давления топливоподачи.
4. Имитатор сигналов.
5. Дымогенератор.
6. Бачок для жидкостной промывки топливной системы (замечательная вещь, используемая нами по назначению далеко не всегда. Кроме промывки инжектора (форсунок), чаще мы используем ее для промывки ЦПГ (цилиндро-поршневой группы), для замещения штатной топливоподачи, для подвода жидкости или газа поз нужным (регулируемым) давлением и т.д.).
7. Инфра-красный термометр (с ним проверять систему охлаждения и не только - легко ).
8. Вакуумметр, вакуумный пистолет, а лучше и то, и другое.
9. Стенд для проверки форсунок. К нему ультразвуковая ванна для их промывки.
10. Естественно мультиметр, набор ручного инструмента, инструментальная тележка, компьютер, система удаления выхлопа (дроппер) и т.д.
11. Ну и так далее по мере потребностей и фантазии. Дальше сами
Все содержащиеся на настоящем Сайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация, представленная на Сайте, не является исчерпывающей. Для получения более подробной информации Вы можете обратиться в офис ООО "ТЭФКО-СЕРВИС" или по телефонам, указанным в разделе контакты.
На верх